Публичная отчетность и информационная открытость
Создание институтов общественного участия в управлении ОУ неизбежно влечет за собой необходимость обеспечения информационной открытости учреждений образования перед общественностью. И если ранее в период апробации новых форм общественного участия в образовании в середине 2000-х гг. образовательным учреждениям лишь рекомендовалось обеспечивать открытость информации об их деятельности, в т. ч. в форме публичных отчетов и докладов, то в последние годы федеральный законодатель ввел обязательный институт обеспечения информационной открытости и публичности учреждений. В частности, в 2010 г. Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" в ст. 32 Закона РФ "Об образовании" были внесены существенные дополнения, предусматривающие обязательное представление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности ОУ (самообследования). Образовательные учреждения также стали создавать и вести свои официальные сайты в сети Интернет, информация на которых подлежит размещению и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения в нее соответствующих изменений.
Законом установлен достаточно большой перечень сведений, которые должны быть доступны на сайте ОУ. На нем должны быть размещены:
- копия документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
- свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями);
- утвержденный в установленном порядке план финансово-хозяйственной деятельности или бюджетная смета ОУ;
- отчет о результатах самообследования учреждения;
- порядок оказания платных образовательных услуг, в т. ч. образец договора об оказании платных образовательных услуг с указанием их стоимости и сведения, перечисленные в п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Публичный отчет и регулярно обновляемая информация на сайте ОУ позволяет: информировать общественность о состоянии дел в данном учреждении; выстроить "диалог" с общественностью с тем, чтобы в условиях дефицита бюджетного финансирования продемонстрировать эффективность расходования государственных средств и потребности, которые испытывает ОУ; обеспечить понимание общественностью возникающих проблем и участие в их разрешении.
Более подробные требования к подготовке публичного доклада прописаны в письме Минобрнауки России от 28.10.2010 № 13-312 "О подготовке публичных докладов" и могут быть использованы руководителем ОУ при его составлении.
|