Пояснительная
записка
к учебному плану
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Башаровская начальная общеобразовательная
школа»
на
2013—2014 учебный год для 1-3 классов
Учебный план разработан на основе федерального
компонента государственного стандарта общего образования второго поколения и
федерального базисного учебного плана, с учетом Приказа МО и Н РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в
федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г.
№ 373, Приказ МО и Н РФ № 69 от 31.01.12
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного
общего и среднего полного образования,
утвержденных приказом МО и Н РФ № 1089
от 05.03.2004г., Приказа МО и Н РФ № 74 от 01.02.2012 г. «О внесении изменений
в Федеральный базисный учебный план и
учебные планы для образовательных
учреждений РФ, реализующих программы
общего образования, утвержденный приказом МО и H РФ № 1312 от 09.03.2004», Приказа МО и
Н РФ № 1994 от 03.06.2011 г. «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерных учебных
планов для образовательных
учреждений РФ, реализующих программы
общего образования, утвержденный приказом МО и H РФ № 1312 от 09.03.2004», Приказом МО
и Н РФ № 889 от 30.08.2010 о введении 3 часа Физической культуры, СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях"»,
Приказа МО и Н РБ № 1093 от 12.07.2011г. «О внесении изменений в
региональный базисный учебный план для образовательных учреждений РБ, реализующих программы общего образования,
утвержденный приказом МО и H
РБ № 1168 от 03.09.2008».
Учебный план для I-3 класса ориентирован на 1-летний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования. Продолжительность
учебного года: I класс - 33 учебные недели, 2-3 классов – не менее 34 учебных
недель. Продолжительность урока: I
класса - 35 минут, 2 -3 классов – 40 минут.
Недельная нагрузка школьников составляет:
1класс – 21
часа, 2-3 класс - 26
часов
Итого,
недельная нагрузка в 2 классах
составляет 67 часов.
Учебный план
состоит из 2 частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной
части учебного плана
полностью реализуется федеральный компонент государственного стандарта
начального общего образования, который определил качественно новую
личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы,
призванную обеспечить достижение следующих основных целей: развитие личности
школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания
и умения учиться; духовно-нравственное и эстетическое воспитание; освоение системы
знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и
поддержка индивидуальности ребенка.
Обязательные предметные области учебного плана представлены учебными
предметами:
Предметная область «Филология»
Русский язык (5 часов в неделю в 1-3 классах):
1)
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание
обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3)
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение
первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение
учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение(4 часа в неделю в 1-3 классах):
1) понимание
литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание
значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий
о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание
роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героев;
4)
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и
про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
5) умение
самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Иностранный язык (Английский язык - 2 часа в неделю во 2-3 классах):
1)
приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями
иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей;
освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение
начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на
элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение
лингвистического кругозора;
3)
сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого
языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с
детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Предметная
область «Математика и информатика» представлена предметом «Математика» (4 часа в неделю в 1-3 классах) и
предметом «Информатика» (во 2-3 классах
в количестве 1 часа в неделю за счет часов вариативной части
учебного плана):
1) использование
начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов,
процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных
отношений;
2) овладение
основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения
и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного
представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3)
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение
выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с
алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами,
цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать
данные;
5) развитие
алгоритмического мышления и элементарных навыков программирования, что в конечном
итоге дает более высокий уровень образовательного стандарта в области
информатики.
Предметная
область «Обществознание и
естествознание»
Окружающий мир (2 часа в неделю в 1-3 классах):
1) понимание
особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2)
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание
целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение
доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение,
опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие
навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Предметная область «Искусство»
Изобразительное искусство (1 час в неделю в 1-3 классах):
1)
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства
в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2)
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
3) овладение
практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений
искусства;
4) овладение
элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на РОСТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации
и пр.).
Музыка (1 час в неделю в 1-3 классах):
1)
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека,
ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2)
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение
воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4)
использование музыкальных образов при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в
импровизации.
Предметная область «Технология»
Технология (1 час в неделю в 1-3 классах):
1) получение
первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора
профессии;
2) усвоение
первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека;
3)
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами
ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4)
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических
и организационных задач;
5)
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6)
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных
и проектных художественно-конструкторских задач.
Предметная область «Физическая
культура»
Физическая культура (2 часа в
неделю в 1-3 классах):
1)
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о
ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах
успешной учебы и социализации;
2) овладение
умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
3)
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и
др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, координации, гибкости).
Вариативная часть представлена
предметом «Бурятский язык, как государственный» во 2 – 3 классах в
количестве 2 часов в неделю, как предметом национально – регионального компонента и предметом «Информатика» во 2-3
классе в количестве 1 часа в неделю за счет часов, формируемых участниками образовательного процесса.
Таким образом, данный учебный план полностью
соответствует требованиям ФГОС НОО и гарантирует
овладение выпускниками начального образовательного учреждения необходимый
минимум знаний, умений и навыков,
освоение общеобразовательных программ по предметам на уровне, достаточном для
продолжения образования на ступени основного общего образования, а так же
овладения простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой
поведения, чтения и речи.