МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июня 2012 г. N ИР-535/03
О ПРАВИЛАХ ПРИЕМА В ОУ
Министерство образования и науки Российской Федерации в
связи с поступающими запросами по применению Порядка
приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. N
107 (зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2012 г., регистрационный N
23859), направляет разъяснения по наиболее часто задаваемым
вопросам.
Просьба довести данную информацию до сведения
руководителей общеобразовательных учреждений и органов местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения
в сфере образования.
И.М.РЕМОРЕНКО
Приложение
к письму Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 июня 2012 г.
1. Кто определяет правила приема в учреждение? Какова в
этом вопросе роль нормативных актов учредителя - органов местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере
образования?
В соответствии со статьей
16 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее -
Закон) правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не
урегулированной Законом, другими федеральными законами, порядком приема в
образовательные учреждения, установленным Минобрнауки России (для
общеобразовательных учреждений - Порядок
приема граждан в общеобразовательные учреждения утвержден приказом Минобрнауки
России от 15 февраля 2012 г. N 107, зарегистрирован Минюстом
России 17 апреля 2012 г., регистрационный N 23859, далее - Порядок), а в
государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми
положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов
определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно. При определении
образовательными учреждениями правил приема граждан они не могут
руководствоваться актами учредителя по этому вопросу.
К полномочиям органов местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
относится учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях,
реализующих общеобразовательные программы, закрепление определенной территории
муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным
образовательным учреждением.
2. Является ли свидетельство о регистрации на
закрепленной территории обязательным условием приема в школу?
В соответствии с частью 2
статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктом
3 статьи 5 Закона государство гарантирует гражданам общедоступность
общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое
образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего
образования, независимо, в том числе, от места жительства.
Вместе с тем при получении общего образования должна
быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для
всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на
получение образования соответствующего уровня.
Свидетельство о регистрации (либо по форме
3 "регистрация по месту пребывания", либо по форме
8 "регистрация по месту жительства", определенных
административным регламентом предоставления Федеральной
миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан
Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 20 сентября 2007 г. N
208, зарегистрирован Минюстом России 28 ноября 2007 г., регистрационный N
10545) является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи
образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским
законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по
причине отсутствия свидетельства о регистрации.
Если родители выбрали для ребенка школу
в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет
"несколько отсрочено": они могут подать документы в любую школу
независимо от регистрации после 1-го августа. Дети без регистрации также будут
приниматься в школу после 1-го августа.
При наличии свободных мест прием детей, не
зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1
августа сразу после окончания приема в 1 класс всех детей, зарегистрированных
на закрепленной территории (пункт 16 Порядка).
3. Может ли школа отказать в приеме в 1 класс ребенка,
проживающего по адресу, закрепленному за школой?
Закрепленным лицам отказывается в
приеме в учреждение только по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае
отказа в предоставлении места в учреждении родители (законные представители)
для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в
органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего
муниципального района, городского округа (пункт
6 Порядка).
4. Правомерно ли получение общего образования
иностранными гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, на
бесплатной основе
Иностранные граждане и лица без гражданства
пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской
Федерации (пункт 3 статьи 62 Конституции Российской
Федерации).
Кроме того, в соответствии с пунктом
1 статьи 28 Конвенции о правах ребенка 1989 года
государства-участники признают право ребенка на образование и принимают такие
необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в
случае необходимости финансовой помощи. На основании пункта "е"
статьи 3 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960
года, государства, являющиеся сторонниками Конвенции, обязуются предоставлять
иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к
образованию, что и своим гражданам.
Таким образом, дети-иностранцы, находящиеся на
территории Российской Федерации, имеют наравне с гражданами Российской
Федерации право на получение общего образования на бесплатной основе.
5. Правомерно ли при приеме в 1 класс проводить
тестирование или другие конкурсные испытания?
Прием закрепленных лиц в общеобразовательные учреждения
всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора).
Только государственные и
негосударственные учреждения, реализующие общеобразовательные программы для
детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию
определенным видом искусства или спорта, в целях наиболее полного
удовлетворения потребностей обучающихся предусматривают в правилах приема
граждан в учреждение механизмы выявления у детей данных способностей (пункт
7 Порядка).
6. Вправе ли школа при записи в 1 класс требовать
медицинскую справку о состоянии здоровья?
Требование в качестве обязательного документа при
приеме в общеобразовательное учреждение медицинского заключения о состоянии
здоровья ребенка будет являться ограничением их прав, так как
согласно статье 5 Закона гражданам гарантируется
общедоступность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, в том числе независимо от состояния здоровья. В связи с чем в пункте
13 Порядка установлено, что указанное заключение представляется
родителями (законными представителями) ребенка по их усмотрению.
7. Кто при приеме на свободные места в школу имеет
право первоочередного приема?
При приеме на свободные места граждан,
не зарегистрированных на закрепленной территории, преимущественным правом
обладают граждане, имеющие право на первоочередное предоставление места в
учреждении в соответствии с законодательством Российской Федерации и
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт
18 Порядка).
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011
г. N 3-ФЗ "О полиции" (статья
46) данная льгота установлена для следующих категорий граждан:
1) дети сотрудника полиции;
2) дети сотрудника полиции, погибшего (умершего)
вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с
выполнением служебных обязанностей;
3) дети сотрудника полиции, умершего вследствие
заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;
4) дети гражданина Российской Федерации, уволенного со
службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в
связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность
дальнейшего прохождения службы в полиции;
5) дети гражданина Российской Федерации, умершего в
течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или
иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением
служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период
прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения
службы в полиции;
6) дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении
сотрудников полиции, граждан Российской Федерации, указанных в вышеприведенных
пунктах 1 - 5.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая
1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" данная льгота
установлена для следующих категорий граждан:
1) дети военнослужащих по месту
жительства их семей (статья 19);
2) дети военнослужащих, погибших (умерших) в период
прохождения военной службы, проходивших военную службу по контракту и погибших
(умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного
возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями. Данной льготой указанная категория
граждан может воспользоваться в течение одного года со дня гибели (смерти)
кормильца (статья 24).
|