Тезисы по теме
«Воспитание общественно значимой
личности»
Проблемы
в воспитательном процессе
n Усилия, направленные на воспитание учащихся, не всегда дают адекватного
результата.
n Автономность учебного и воспитательного процессов.
n Воспитательный процесс как
набор мероприятий.
n Отсутствие личной заинтересованности учащихся в «воспитательных» мероприятиях.
n Авторитаризм учителя.
n Конфликтные отношения.
n Большее влияние на формирование системы ценностей учащихся
- улицы и СМИ, а не школы.
Цель: Воспитание
общественно значимой личности, в процессе собственной деятельности освоившей
позитивный культурный и научный опыт человечества и на основе этого выработавшей собственную
систему ценностей; способной к саморазвитию и в процессе собственного развития
развивающей общество
Основные положения воспитательной
концепции
n Опора на
психологические новообразования, характерные для данного школьного возраста
n Опора на ведущий
для этого школьного возраста вид деятельности
n Единение
учебного и воспитательного процесса
n Использование
деятельностного подхода в формировании направлений воспитательного процесса
n Изменение
статуса учителя: вместо транслятора учебного материала и руководителя – партнёр
по совместной деятельности
Воспитание в процессе обучения
n Использование диалоговых
способов организации воспитательного процесса
n Работа в парах
постоянного и сменного состава
n Дискуссия
n Представление
обществу результатов деятельности
Задачи стоящие перед учителем
n изучение
психологических особенностей учащихся;
n совершенствование
традиционных и поиски новых форм деятельности, способствующих развитию
коммуникативных и организаторских навыков учащихся, развивающих у них
способность к самоорганизации и саморегуляции;
n отбор наиболее
эффективных для коллектива методик и
технологий воспитания.
Функции родителей
n Родители – один
из общественных органов управления школой
n укрепление связи
между семьёй и школой в целях установления единства воспитательного
воздействия на детей
n привлечение
родителей к активному участию в жизни класса
n укрепление
материально-технической базы
Воспитательные
технологии и методики применяемые в воспитательном процессе:
Методика
воспитания в коллективе через коллектив
n формирование
общественного мнения как регулятора отношений в коллективе
n непрерывное выдвижение перспектив
n укрепление и развитие традиций и обычаев
коллектива
Методика коллективных творческих дел
Суть: организация общественно и личностно значимой
деятельности детей в коллективе
Цель:
в короткий срок добиться высоких результатов в развитии коллектива и личности
Основные идеи
положенные в основу методики коллективных творческих дел
n наличие
привлекательных для детей идеалов
n сменяемость
актива
n чередование
творческих поручений
n коллективное
планирование, организация и анализ общего дела
n организация
общественно и личностно значимой деятельности
n позиция педагога
как старшего товарища
n игра - основной способ оснащения опытом,
который будет востребован в жизни
Технология рефлексивного воспитания
Суть: анализ
собственного поведения в ситуациях «после событий», чтобы учиться на
собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее
Цель: формирование
и развитие индивидуального сознания или его коррекция; формирование умения сознательной
саморегуляции человека
Жить в контексте с культурой
Суть:
воспитательный процесс рассматривается как педагогически осмысленное
формирование у детей жизненного опыта, позволяющего каждому ребёнку входить в
контекст современной культуры и жить на уровне достижений культуры.
Цель:
конструирование собственной жизни через овладение способами взаимодействия с миром
Есть:
Желание, цели,
задачи, время, возможности
|